Академическая мобильность научно-педагогических работников в документах Болонского процесса и нормативно-правовых документах РФ

Без решения таких вопросов, массовое привлечение иностранных студентов из Европы в отечественные региональные вузы маловероятно. При этом нами не затрагиваются проблемы региональной высшей школе практически незнакомые: Вне поля зрения исследования остались и психологические аспекты, например, такие, как готовность руководства региональных вузов, его преподавателей и сотрудников к реальной конкуренции с любым университетом мира. Последнее тесно связано с кругом проблем второго сдерживающего мобильность фактора - признание квалификаций и программ региональных университетов в Европе. Нами были рассмотрены два аспекта данной проблемы. Первый - европейским вузам достаточно трудно понять реалии российской высшей школы - унифицированные программы обучения, Государственный образовательный стандарт и т. Однако это позволяет региональным вузам не тратить особых усилий на продвижение собственных курсов за исключением отдельных - за них это сделают "ведущие" вузы, либо Минобрнауки, спускающее ГОС и программы и соответственно, несущее за него весь комплекс ответственности. Более проблематичным выглядит второй аспект признания квалификаций и зачетных периодов - в самой Европе пока не удается достичь разумного компромисса по данному вопросу. Дискуссии там продолжаются, некоего общеевропейского вопреки высказываниям некоторых не совсем ответственных "экспертов" отечественного разлива подхода пока не сложилось и, как все более очевидно, к моменту официального вступления России в Болонское пространство не сложится. Сами Европейские университеты решают данные вопросы на основе межуниверситетских связей и соглашений. Как показывает опыт этим, же путем могут двигаться и региональные вузы. Третий аспект настойчиво подчеркивается в самой Европе, особенно в Великобритании. Реализация академической мобильности студентов неизбежно поднимает вопрос о распределении ответственности за качество подготовки. В Европе уже столкнулись с юридической стороной этого вопроса.

академическая мобильность в рамках болонского процесса

Если студент поступил в один университет, а затем год или семестр отучился в другом, после чего завершил свое образование, то какой вуз несет юридическую ответственность за качество его обучения? Это порождает очевидную и оправданную настороженность европейских университетов по отношению к партнерству с иными вузами. И региональным вузам России придеться учиться преодолевать эту осторожность. Принимая во внимание, что в Европе ведущая роль в формировании Европейского пространства высшего образования отведена самим университетам, можно предположить, что по ходу дискуссий постепенно сложатся своеобразные университетские пулы, объединяющие вузы признающие периоды обучения, кредиты и квалификации друг друга. Наиболее разумным для региональных российских вузов было бы вхождение в такие пулы. Для этого региональным вузам следует прямо сейчас развивать партнерские отношения с европейскими университетами, поощрять и поддерживать контакты своих преподавателей с европейскими коллегами. А это, уже третий сдерживающий фактор. Нельзя говорить, что у региональных вузов напрочь отсутствуют контакты с европейскими - такое есть. Вопрос в том, насколько они адекватны тем проблемам, которые предстоит решать региональным вузам в области академической мобильности. За некоторыми исключениями, наши вузовские региональные конференции, скромно именуемые международными, таковыми не являются. Участие преподавателей из провинциальных вузов в научных конференциях в европейских университетах нерегулярно. Как правило, все сводится к стажировкам региональных преподавателей в зарубежных вузах. Всего этого откровенно недостаточно. Региональный вуз не сможет стать известным в Европе, а значит, не заполучит к себе их студентов, не отправит к ним своих, если не установит партнерские отношения сотрудничества с университетами и преподавателями. Установление таких отношений требует времени и определенных усилий. В более выигрышном отношении окажутся те региональные вузы, которые будут кропотливо и постепенно отлаживать такие связи, приглашать к себе преподавателей и исследователей из Европы, для начала просто для знакомства, направлять свои делегации в европейские вузы, поощрять и помогать тем из преподавателей, которые в той или иной степени имеют контакты в Европе. Во многих региональных вузах уже созданы отделы международных связей - это хорошо, но необходимо несколько перестроить их работу, ставить задачи проведения PR -акций конкретного регионального вуза в европейских университетах.

При этом достаточно очевидно, что задачи должны быть реальными.

академическая мобильность в рамках болонского процесса

Маловероятно, что большинство региональных вузов установит отношения сотрудничества с Оксфордом или Сорбонной. Но, в Европе существует значительное число университетов не столь известных и дорогих. Представляется, что именно они должны в первую очередь рассматриваться региональными вузами, как кандидаты на установление партнерских отношений. Итак, анализ сдерживающих факторов участия региональных вузов в академической мобильности студентов, показывает, что для большинства отечественных университетов и институтов, участие России в Болонском процессе открывает достаточно радужные перспективы. С другой стороны, Болонское пространство не место для расслабления, очень многое зависит и определяется в нем стратегией и тактикой конкретного вуза. Мы склонны смотреть на будущее большинства региональных вузов достаточно оптимистично. Представляется, что многие из них сумеют в конечном итоге занять свою нишу в Европейском пространстве высшего образования, достичь конкурентоспособности и необходимого качества. Естественно, что для этого необходимы формулирование определенной стратегии, ее неуклонное претворение в жизнь, пересмотр некоторых подходов и традиций российского высшего образования. Не сумевшие отыскать свой путь и свою нишу в пространстве Болонского процесса - первые кандидаты на сливание и ликвидацию. От внимания вузовской общественности несколько ускользает вторая сторона Болонского процесса - академическая мобильность преподавателей. Здесь для региональных вузов открыто широкое поле деятельности. Вместе с тем именно здесь их ожидают серьезные затруднения. К академической мобильности преподавателей, заявим вполне ответственно, российская высшая школа просто не готова.

Управление международного сотрудничества

А ведь без таковой не будет и студенческой мобильности, а значит участия в Болонском пространстве. Опуская логику выполненного анализа ситуации, остановимся на ожидаемых следствиях. Без системы специальных мер участие преподавателей региональных вузов в Болонском процессе практически затруднено по финансовым, языковым и институциональным причинам. Преодоление этих причин зависит от эффективности данной системы. Региональные вузы, осознавшие необходимость создания такой системы, и сумевшие ее реализовать в практике, окажутся в выигрышном положение. А те вузы, что будут по-прежнему полагаться на индивидуальную инициативу преподавателей - рискуют оказаться за бортом Болонского пространства и неизбежно попадают под модернизаторские планы Минобрнауки. Язык обучения является одной из важнейших проблем как для обучаемых, так и для обучающих, от которой зависит качество получаемого образования. Получение высшего образования, само по себе, не простой процесс, даже если обучение ведется на языке, усвоенном в детстве и средней школе. Обучение на иностранном языке многократно его усложняет: В многонациональны х аудиториях современных университетов, как правило, находятся студенты с разным уровнем компетенции в сфере языка обучения. В условиях интерактивного обучения преимущество, естественно, получают те студенты, чей уровень владения языка выше. Опыт преподавания в беларуских вузах, и не только в них, свидетельствует, что, нередко, иностранные студенты не овладевают в должном объеме языком преподавания даже к концу срока обучения. Ситуация усугубляется обострением глобальной конкуренции за иностранных студентов, когда их рассматривают как своего рода нетребовательных потребителей образовательных услуг. Боязнь потерять иностранных студентов, обеспечивающих значительную часть финансирования вуза, вынуждает администрацию и преподавателей, создавать своего рода особые, заниженные стандарты для иностранцев, даже несмотря на угрозы для репутации учебного заведения. Проблема языка обучения в современном мире во много решается за счет распространения англоязычного высшего образования.

Действительно, доминирование английского языка в сфере международного общения, бизнесе, науке и новых технологиях, относительная грамматическая простота, превращают его в своеобразный аналог средневековой латыни для современного высшего образования. Не случайно, именно англоязычные страны лидируют в сфере привлечения иностранных студентов. Многие не англоязычные страны предпринимают усилия по созданию англоязычных программ. В наибольшей степени продвинулись в этом отношении Исландия, Дания, Нидерланды, Швеция и Финляндия. В Бельгии, Чехии, Франции, Германии, Венгрии, Исландии, Норвегии, Польше, Португалии, Испании таких программ значительно меньше, существует тенденция, когда на английском языке предлагается обучение на уровне магистратуры. В Австрии, Греции, Италии, России такие программы скорее исключение из правила. При этом нужно иметь в виду, что даже в тех странах, где англоязычных программ достаточно много, большая часть из них предлагается не на уровне бакалавриата, а, преимущественно, на уровне магистратуры. Кроме английского значительные позиции в сфере международного высшего образования сохраняют немецкий, французский, испанский и русский языки. Вместе с тем, в начале 21 в. В целом, в странах ОСЭР, по крайней мере четверть иностранных студентов в г. Практически все страны, стремящиеся привлекать иностранных студентов предлагают потенциальным студентам языковые курсы. Однако стоимость обучения на них нередко превышает стоимость обучения в самих университетах, кроме этого в результате значительно удлиняется срок обучения в иностранном государстве и, следовательно, расходы на его получение.

академическая мобильность в рамках болонского процесса

Стоимость обучения является чрезвычайно значимым препятствием получения образования за рубежом. В ряде стран, например, в США стоимость обучения постоянно возрастает, что не в последнюю очередь повлияло на сужение доли США на международном рынке высшего образования. Средняя стоимость обучения в год составляет около Стоимость обучения для иностранцев в частных вузах та же, что и для граждан США, в государственных, как правило, — выше. Примерно такой же уровень оплаты и политика в отношении иностранцев в Австралии в среднем Значительно ниже уровень оплаты в Новой Зеландии и Канаде — в среднем В странах Восточной Азии стоимость обучения сравнительно не высока. В государственных университетах Японии обучение для иностранцев в год составит сумму, примерно равную 8. В Корее стандартная оплата за обучение еще меньше — от 2. В КНР — в среднем около 3. Однако при этом необходимо учитывать значительные затраты на овладение языком обучения: В странах ЕС и Европейского Экономического Пространства ЕЭП уровень и политики оплаты для иностранных студентов отличаются чрезвычайным разнообразием. Уровень оплаты может зависеть от того, из какой страны приехал студент: В ряде случаев уровень оплаты для иностранных студентов зависит от выбора языка обучения: В некоторых странах ЕС и ЕЭП высшее образование является бесплатным или представляется за оплату, выглядящую символической по сравнению со средней стоимостью обучения для иностранцев в мире. В среднем для студентов из-за пределов ЕС получение высшего образования обходится в год 8. Во многих странах Европы уровень оплаты для иностранных студенты выше чем для собственных. В Великобритании, например, стоимость обучения за год на уровне бакалавриата колеблется от 3. Для иностранных студентов средняя оплата составляет около Однако, в Шотландии обучение в вузах бесплатно для налогоплательщик ов Шотландии и граждан ЕС но не для других регионов Великобритании , а в Северной Ирландии максимальная оплата для граждан ЕС не может превышать 3. В Ирландии стоимость обучения для студентов из-за пределов ЕС составляет в среднем около В Дании обучение бесплатно для граждан ЕС, Норвегии и Исландии. Остальные студенты оплачивают расходы эквивалентные от 6. Оплата для студентов из-за пределов ЕС была введена в Дании начиная с г. Плата за обучение иностранного студента в Швеции составляет от 8. Она была введена начиная с г. Подобная политика существует в государственных университетах Австрии: Для остальных студентов установлена оплата в размере евро за семестр.

Вы точно человек?

Схожая ситуация в политике оплаты существует в странах Восточной Европы. Стоимость обучения здесь существенно ниже, чем в странах Западной и Северной Европы. В Латвии студенты из-за пределов ЕС должны оплачивать за год обучения на бакалаврских программах от 2. В Эстонии оплата за год обучения составляет от 1. В Литве оплата за обучение для иностранных студентов составит от 2. В Польше иностранные граждане освобождаются от оплаты за обучение на первом цикле в государственных университетах если имеют карту поляка. В остальных случаях уровень оплаты составляет 2.

академическая мобильность в рамках болонского процесса

В отдельных европейских странах стоимость обучения для иностранцев не отличается от своих студентов. В Италии университеты имею право самостоятельно устанавливать оплаты, который, как правило одинаков для всех студентов и составляет в среднем около 1. Уровень оплаты, в том числе и для иностранцев, зависит от материального положения семьи и уровня успеваемости. Иностранцы, на ровне итальянскими гражданами имеют право обращаться за стипендиями, студенческими субсидиями, помощью в получении места в общежитии, скидок на питание и т. В Испании обучение на бакалаврской программе обходится в от до евро в год как для своих, так и иностранных студентов. В Швейцарии уровень оплаты колеблется от до 3. В большей части университетов он одинаков для иностранцев и швейцарских студентов, но в отдельных случаях может быть в два раза выше. В ряде Европейских стран формально плата за обучение отсутствует. Вместо нее существуют регистрационные взносы, размер которых существенно различается. Во Франции они составляют евро за обучение на бакалавриате, — магистратуре и — докторантской программе. На инженерных и медицинских специальностях этот взнос больше — соответственно и евро в год. Кроме этого студенты обязаны уплачивать взнос в кассу социального страхования — около евро в год. Размер регистрационных взносов одинаков для всех студентов вне зависимости от гражданства. С года в Германии получение высшего образования стало бесплатным на всей территории страны, в том числе для иностранцев. Размер регистрационного взноса колеблется от 85 до евро в среднем, около за семестр. Достаточно часто семестровый взнос включает в себя оплату за проездной билет в общественном транспорте. В единственном Университете Люксембурга нет оплаты за обучение для всех студентов без исключения. При этом в г.

  • Нокиа аша 311 не ловит связь
  • Лодка стеклопластиковая laker т300 plus
  • Видео рыболовные товары из китая
  • С кем ловит теле 2
  • Семестровый взнос составляет евро. Оплата за обучение отсутствует и в Исландии, ежегодный регистрационный взнос составляет около евро. В Словении отсутствует оплата за обучение в государственных университетах для граждан ЕС и тех стран, с которыми заключены договоры о взаимообмене студентами. Регистрационный взнос составляет 30 евро за академический год. В Норвегии обучение на всех уровнях университетского образования бесплатно для всех без исключения, в том числе и студентов из-за пределов ЕС и ЕЭП. Студенты обязаны оплачивать семестровый взнос в среднем в размере около 50 евро, необходимый для получения специальной студенческой карты. Она позволяет получать скидки на проезд в общественном транспорте, не питание, доступ в спортивным сооружениям, медицинскому обслуживанию и т. В Финляндии обучение бесплатно для студентов бакалаврских и докторантских программ независимо от гражданства студентов в тех случаях, когда оно ведется на государственных языках Финляндии: Если же преподавание осуществляется на английском, то с иностранцев может взиматься оплата. При этом на национальных языках обучение преимущественно ведется на уровне бакалавриата. А на уровне магистратуры предлагается большое количество англоязычных программ, обучение может быть как бесплатным, так платным и составлять от 2. В Финляндии проводятся публичные дискуссии по поводу введения платы за обучение для иностранных студентов по примеру Дании и Швеции. Но пока решение по этому вопросу не принято. В Чехии обучение в государственных вузах бесплатное для иностранных студентов в том случае, если они обучаются на чешском языке. Обучение на английском — платное и колеблется от до Стоимость обучения в частных университетов в среднем составляет 1. Аналогичная политика в отношении иностранных студентов проводится и в Словакии — за обучение на словацком оплата не взимается. Плата за обучение — далеко единственный фактор, определяющий выбор страны для академической мобильности. Англоязычные страны, несмотря на наивысший уровень стоимости обучения привлекают наибольшее количество иностранных студентов. Хотя совокупная стоимость затрат в странах на образование в пост-социалистич еских странах относительно не велика, она привлекает сравнительно небольшое число иностранных студентов. Характерный пример в этом отношении — Словения, относительно низкий международный рейтинг университетов которой более значим для иностранных студентов, чем представление образования за символическую оплату.

    Положение не спасает даже предложение сравнительно большого количества англоязычных программ. В то же время Швеция, несмотря на достаточно высокий уровень оплаты, благодаря высокому престижу своих университетов традиционно привлекательна для иностранных студентов. Другие проблемы международной академической мобильности. По мнению студентов ЕПВО, наибольшее значение после языковых и финансовых барьеров имеют проблемы информированност и, поощрения, признания результатов долговременной и кратковременной мобильности в собственной стране, миграционные процедуры. Проблема информированност и во многом связана с получением достоверной информации об условиях академической мобильности. В Интернете на самом деле встречаются диаметрально противоположные сведения об одной и той же стране. Частично это связано с тем, что условия обучения могут измениться. Необходимо также учитывать, что международная академическая мобильность представляет собой бизнес пространство с многомиллионными оборотами. Здесь действует большое количество посредников, занимающихся рекрутингом абитуриентов, обращение к которым может привести к появлению дополнительных расходов. Наилучшим вариантом получения достоверной информации будет изучение материалов официальных интернет порталов, запрос в конкретное учебное заведение. Вопрос поощрения международной мобильности во многом связан с политикой, проводимой каждой конкретной страной или учебным заведением в этом отношении. Несмотря на то, что академическая мобильность является одним из важнейших инструментов Болонского процесса, значительная часть студентов ЕПВО обращает внимание на не достаточный уровень поощрения со стороны своих вузов, нехватку информации о возможностях мобильности в них. Значительной проблемой остается признание результатов обучения связанной с различиями в программах обучения и организации учебного процесса. Эти проблемы в наибольшей степени характерны для таких направлений обучения как медицина, естественные дисциплины, право и педагогика. Обучение чаще всего осуществляется на английском, однако поощряется изучение студентом языка страны пребывания. Билингвальное образование на сегодняшний день может стать залогом получения специального образования на иностранном языке в зарубежных учебных заведениях. Целями билингвального образования являются: Следует отметить, что существуют реальные барьеры на пути развития академической мобильности: Преодоление этих барьеров — сложная совместная работа всех участников процесса академической мобильности.

    Академическая мобильность - одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Это сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения; процесс, который способствует успешной конкурентоспособности будущего специалиста. Методическое пособие для студентов. Вход в Личный портфель.